ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ
Профессия педагога признана одной из самых разрушительных для здоровья. Учитель работает в условиях постоянного внешнего и внутреннего контроля. Его психические ресурсы за день проведения уроков так истощаются, что к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная опустошенность – вот цена, которую платит учитель. А уже на этой почве расцветают пышным букетом многие физические заболевания …
Но работа учителя связана не только с затратами, но и с особой, ни с чем не сравнимой радостью – ежедневным творчеством, неожиданными открытиями, живым общением с детьми, возможностью видеть, как растут и развиваются ученики.
И хотя многие печальные факты изменить пока невозможно – вроде низкой оплаты труда, физических перегрузок или конфликтной атмосферы, задумаемся: а что же зависит от самих учителей? Как им ослабить давление ежедневных стрессов и не потерять чувствительность, не закрыться от сопереживания ученикам, которое во многом и придает смысл учительской профессии?
Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья современного школьника, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья учителя.
Очевидно, что только психологически здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личности.
Современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы), проблемы с позвоночником.
Условия сидяче-стоячего труда учителя приводят к заболеванию варикозом. Следует помнить, что на уроке не рекомендуется сидеть и стоять в одной позе. Дома же надо стараться при всякой возможности укладывать ноги горизонтально, принимать контрастный душ для улучшения кровоснабжения и носить специальный противоварикозный трикотаж: гольфы, чулки, колготки.
Основные причины заболевания учителя
- Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.
- Деятельность учителя часто сопровождается эмоциональной и интеллектуальной истощенностью и депрессивными состояниями.
- Вынужденное превышение нормативных нагрузок.
Причины, разрушающие здоровье учителя
Мировоззренческие причины:
1) отсутствие идеала, показывающего образец для подражания и обеспечивающего «непотопляемость» личности, несмотря ни на какие условия;
2) неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;
3) неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
4) наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
5) неумение видеть во врагах – строгих и бескомпромиссных учителей;
6) неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от работы на кухне … и сохранить свое здоровье;
7) неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.
Психические причины:
1) неумение противостоять стрессам;
2) отсутствие навыка управления своими эмоциями;
3) частое превышение своих психических возможностей;
4) психическая дезадаптация как следствие неудовлетворенностью жизнью.
· у 30% учителей низкая эмоциональная устойчивость;
· 50% учителей – невротики;
· 10% учителей должны лечиться от невроза, но они работают в школе (невротики плодят невротиков);
· Если в коллективе 10-12% невротиков – он нестабилен и конфликтен.
Внутренние усилия:
- Лишь 4% учителей-мужчин делают зарядку и всего 1% женщин;
- 20% учителей курят;
- 5% алкоголики;
- До 5% учителей проявляют скрытые формы садизма;
- 5% учителей пробовали наркотики.
Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить главный источник стресса на уроке. По мнению специалистов, это феномен «учительской агрессии» (выделяются экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия). Отрицательные эмоциональные состояния – стресс, страх, тревога, агрессия – особенно вредны при общении учителя с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным.
Известный ученый-физиолог К.В. Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения учителя:
· диктаторский, безапелляционный тон;
· штампованные назидания;
· издевательские обращения;
· угрозы, запугивания.
Таким образом, даже простое изменение стиля общения учителя с учениками в сторону доброжелательности способно значительно ослабить уровень профессионального стресса.