Четверг, 09.05.2024, 03:30
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
ПОГОДА
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52
TRUD.ORG
НОВОСТИ ФНПР
САЙТ СУЩЕСТВУЕТ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ССЫЛКИ

ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ

            Профессия педагога признана одной из самых разрушительных для здоровья. Учитель работает в условиях постоянного внешнего и внутреннего контроля. Его психические ресурсы за день проведения уроков так истощаются, что к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная опустошенность – вот цена, которую платит учитель. А уже на этой почве расцветают пышным букетом многие физические заболевания …

            Но работа учителя связана не только с затратами, но и с особой, ни с чем не сравнимой радостью – ежедневным творчеством, неожиданными открытиями, живым общением с детьми, возможностью видеть, как растут и развиваются ученики.

            И хотя многие печальные факты изменить пока невозможно – вроде низкой оплаты труда, физических перегрузок или конфликтной атмосферы, задумаемся: а что же зависит от самих учителей? Как им ослабить давление ежедневных стрессов и не потерять чувствительность, не закрыться от сопереживания ученикам, которое во многом и придает смысл учительской профессии?

            Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья современного школьника, однако не менее важен вопрос о сохранении психологического здоровья учителя.

            Очевидно, что только психологически здоровый учитель реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу в классе, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личности.

            Современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы), проблемы с позвоночником.  

            Условия сидяче-стоячего труда учителя приводят к заболеванию варикозом. Следует помнить, что на уроке не рекомендуется сидеть и стоять в одной позе. Дома же надо стараться при всякой возможности укладывать ноги горизонтально, принимать контрастный душ для улучшения кровоснабжения и носить специальный противоварикозный трикотаж: гольфы, чулки, колготки. 

 

Основные причины заболевания учителя

 

  1. Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.
  2. Деятельность учителя часто сопровождается эмоциональной и интеллектуальной истощенностью и депрессивными состояниями.
  3. Вынужденное превышение нормативных нагрузок. 

 

Причины, разрушающие здоровье учителя

 

Мировоззренческие причины:

1)      отсутствие идеала, показывающего образец для подражания и обеспечивающего «непотопляемость» личности, несмотря ни на какие условия;

2)      неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;

3)      неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;

4)      наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека; 

5)      неумение видеть во врагах – строгих и бескомпромиссных учителей;

6)      неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от работы на кухне … и сохранить свое здоровье; 

7)      неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.

 

Психические причины:

1)      неумение противостоять стрессам;

2)      отсутствие навыка управления своими эмоциями;

3)      частое превышение своих психических возможностей;

4)      психическая дезадаптация как следствие неудовлетворенностью жизнью.

·         у 30% учителей низкая эмоциональная устойчивость;

·         50% учителей – невротики;

·         10% учителей должны лечиться от невроза, но они работают в школе (невротики плодят невротиков);

·         Если в коллективе 10-12% невротиков – он нестабилен и конфликтен.

 

      Внутренние усилия:

  • Лишь 4% учителей-мужчин делают зарядку и всего 1% женщин;
  • 20% учителей курят;
  • 5% алкоголики;
  • До 5% учителей проявляют скрытые формы садизма;
  • 5% учителей пробовали наркотики.

 

Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить главный источник стресса на уроке. По мнению специалистов, это феномен «учительской агрессии» (выделяются экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия). Отрицательные эмоциональные состояния – стресс, страх, тревога, агрессия – особенно вредны при общении учителя с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным.

Известный ученый-физиолог К.В. Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения учителя:

·         диктаторский, безапелляционный тон;

·         штампованные назидания;

·         издевательские обращения;

·         угрозы, запугивания. 

Таким образом, даже простое изменение стиля общения учителя с учениками в сторону доброжелательности способно значительно ослабить уровень профессионального стресса.