Четверг, 09.05.2024, 04:50
Приветствую Вас Гость | RSS
МЕНЮ САЙТА
ПОГОДА
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52
TRUD.ORG
НОВОСТИ ФНПР
САЙТ СУЩЕСТВУЕТ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ССЫЛКИ

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 
 

БАЗА ЗНАНИЙ

 

Готовы действовать самостоятельно, но не знаете, с чего начать? 
В нашей базе знаний вы найдете наглядные пошаговые инструкции на все случаи жизни.

 

Отвечаем на вопрос

В общеобразовательной организации трудятся педагоги, принятые на работу 30 лет назад, имеющие образование по специальности "клубный работник", "медицинаская сестра". Они имеют квалификационные категории, проходят курсы повышения квалификации в соответствии с требованиями. Временно работают в должности воспитателей учитель начальных классов, социальный педагог (ст.59 п.1 ТК РФ). Единый квалификационный справочник, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 761 н , раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" предъявляет следующие требования к квалификации "воспитатель": высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика". Однако согласно Постановлению Правительства РФ 2012 г. такие педагоги не соответствуют образовательному цензу и должны пройти курсы переподготовки.Помогите разобраться в сложившейся ситуации.

 

1. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее по тексту Приказ № 761н) и установлены требования к квалификации работников по занимаемым должностям.

Статьей 195.1. ТК РФ установлено, что квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Соответственно, учитывая, то что многие педагогические работники, не имеют соответствующего педагогического образования требуемого Приказом №761н, но имеют иное профессиональное образование, обладают достаточным практическим опытом и компетентностью, профессионально, качественно и в полном объеме выполняют возложенные на них должностные обязанности, систематически проходят профессиональные курсы повышения квалификации по занимаемым должностям, постоянно проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности, на присвоение первой или высшей квалификационной категории,   считаем необходимым принимать во внимание мнение руководителей по составу педагогических кадров и решения аттестационных комиссий, которые подтверждают соответствие работников квалификационным категориям по занимаемыми ими должностями и, как следствие, дают основание  и рекомендации руководителям образовательных учреждений допустить к работе по занимаемой должности данных работников.

Необходимо при рассмотрении данного вопроса руководствоваться пунктом 9 раздела «Общие положения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н), согласно которому, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Соответственно, Приказ № 761н прямо предусматривает возможность занимать соответствующие педагогические должности лицам, не имеющим специальной подготовки, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающими достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющими качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Таким образом, педагогический работник, обладающий достаточным практическим опытом и компетентностью, профессионально, качественно и в полном объеме выполняющий возложенные на него должностные обязанности, проходящий аттестацию на соответствие занимаемой должности или имеющий первую или высшую квалификационную категорию, при наличии рекомендации аттестационной комиссии соответствует требования образовательного ценза установленного Приказом № 761н.

2. В отношении работников, которые не соответствуют критериям, указанным в пункте 1 настоящего письма необходимо руководствоваться статьей 196 ТК РФ согласно которому, необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

 

 

Председатель областной

организации профсоюза                                                                    Т.М. Бугреева

 

Исп. Юрист

Апян Г.М.

тел. 52-47-17

Читателям «Учительской газеты» хорошо знакома рубрика «Ваш адвокат». Многие педагоги получили юридическую поддержку по самым разным вопросам образовательного права на страницах этой газеты. Теперь рубрика «Ваш адвокат» работает и на сайте «УГ». Консультации по вопросам правовой защиты в сфере образования проводит  юрист Татьяна Погорелова.
 
Прошу Вас помочь разобраться в ситуации. В нашей школе издан приказ от 22.10.2012 "Об организованном окончании 1 учебной четверти 2012-2013 учебного года ". Один из пунктов такой. 
"9. Определить время начала работы педагогическим работникам в каникулярные рабочие дни с 8.00 до 14.30. Перерыв на обед с 12.00 до 12.30." Суббота у нас рабочая. Правилен ли данный пункт? Моя нагрузка с начала учебного года 27.5ч., а на работе в каникулы я должна буду находиться 36 часов , исключая время обеда. Ответьте, пожалуйста, как можно скорее, ведь каникулы уже с 29.10.2012 
Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее – Положение).
Режим рабочего времени педагогических и иных работников образовательных учреждений в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, регулируется разделом IV Положения, в соответствии с которым продолжительность рабочего времени педагогических работников, изменению не подлежит.
Пункт 4.2. Положения предусматривает, что в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
Обращаем внимание, что выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, котороене конкретизировано по количеству часов.
Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий (пункты 2.1-2.2. Положения).
Пункт 2.3. Положения, на который мы ссылались выше, уточняет, что понимается под "другой частью педагогической работы работников", помимо нормируемой учебной нагрузки. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:
- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
- организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
- время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
- периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
- выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
Обращаю внимание, что работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, осуществляемая помимо учебных занятий, не имеет четких границ и норм, поскольку характер большей части педагогической работы, предусмотренной в квалификационной характеристике и в пункте 2.3 Положения, позволяет сделать вывод, что ее выполнение осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.
Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих ежедневную продолжительность рабочего времени педагогических работников сверх нормируемой ее части, связанной с преподавательской работой, нормативными правовыми актами не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением, для дежурств во время образовательного процесса.
Следовательно, положения нормативных правовых актов ряда органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, закрепляющие для всех педагогических работников, включая учителей, 36-часовую продолжительность рабочего времени, являются неправомерными, противоречащими статьям 100 и 333 Трудового кодекса РФ и принятым в соответствии с ними нормативным правовым актам Российской Федерации.
Несмотря на то, что рабочее время учителя в каникулы не должно изменяться по сравнению с учебным периодом, особо обращаю внимание, что в каникулярный период объективно изменяется характер работы педагогических работников, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).
Основанием для того, чтобы работодатель вправе был уточнять перечень работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:
- раздел «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрированным Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638;
- Положение об особенностях режима рабочего времени.
Так, в соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
При уточнении перечня работ, свойственных той или иной должности в конкретных организационно-педагогических условиях, руководителям образовательных учреждений следует руководствоваться разделами IV и V Положенияв соответствии с которыми в указанные периоды учителяосуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.
Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.
Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, т.е. количеством часов учебной нагрузки, которое педагогический работник имел до начала каникул (такого мнения придерживается юридическая служба Профсоюза работников образования и науки РФ).
За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Привлечение к работе в каникулярные периоды осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени. ​ 
 
Вправе ли администрация школы отказать учителю первой категории с 15-летним стажем работы в данной школе в выплате аванса, если учитель с 1 по 12 число работал, а с 13 по 20 находился на больничном? Действительно ли для того чтобы получить аванс, нужно отработать не менее 15 дней в месяце? Заранее спасибо!
Чтобы точно ответить на Ваш вопрос, необходимо знать конкретные числа выплаты зарплаты в школе: дата аванса и дата выплаты зарплаты.
Однако общие правила следующие. Статьей 136 Трудового кодекса РФ установлен порядок, в соответствии с которым заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Федеральная служба по труду и занятости в своем письме от 08.09.2006 г. № 1557-6 поясняет, что "конкретные сроки выплаты заработной платы, а также размеры аванса Трудовойкодекс не регулирует.
Вместе с тем следует учитывать, что, согласно ПостановлениюСовета Министров СССР от 23.05.57 № 566 "О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца", действующему в части, не противоречащей Трудовомукодексу, размер аванса в счет заработной платы рабочих за первую половину месяца определяется соглашением администрации предприятия (организации) с профсоюзной организацией при заключении коллективного договора, однако минимальный размер указанного аванса должен быть не ниже тарифной ставки рабочего за отработанное время.
Таким образом, что касается конкретных сроков выплаты заработной платы, в том числе аванса (конкретные числа календарного месяца), а также размеров аванса, они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Таким образом, кроме формального выполнения требованийстатьи 136 Трудового кодекса о выплате заработной платы не реже 2 раз в месяц работодателем, при определении размера аванса следует учитывать фактически отработанное работником время (фактически выполненную работу)."
В рассматриваемом случае аванс должен быть выплачен с учетом фактически отработанного времени.
Обращаем внимание, что как только Вы предоставите для оплаты листок нетрудоспособности (больничный), Вам выплатят пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 г. №255-ФЗ (далее – Закон №255-ФЗ).
Согласно п.8 ст.13 Закона №255-ФЗ страхователь (работодатель) осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

 

 
 
Выплачивается ли надбавка к зарплате учителю иностранного языка, если в классе 18 учеников?
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) при проведении занятий по иностранному языку на второй и третьей ступенях общего образования, допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек и в сельских - не менее 20 человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.
В вашем случае правила о наполняемости соблюдены, оплата труда должна производиться в обычном режиме. Однако вопрос о надбавке к заработной плате может решаться на уровне образовательного учреждения, исходя из имеющихся финансовых возможностей. Размер надбавки и порядок ее выплаты должен быть закреплен в коллективном договоре, локальном акте образовательного учреждения.
Также необходимо учитывать, что на региональном уровне могут быть предусмотрены свои особенности по оплате труда педагогических работников вашего региона. 
 
Ребенку выдана справка врачебной комиссии о том, что он по состоянию здоровья нуждается в индивидуальном обучении. Возможно ли организовать обучение ребенка в здании школы или обязательно уроки должны проходить на дому? Положена дли дополнительная оплата учителям за такие уроки?
Согласно п.4 ст.50 Закона РФ "Об образовании" обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам.
Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых образовательных стандартов и требований регламентируется уставом данного образовательного учреждения.
В связи с этим в школе также должны быть приняты локальные акты, регулирующие порядок обучения учащихся по индивидуальному плану, обучении на дому.
Статья 51 Закона предусматривает также, что для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Строгих требований о том, как должно быть организовано обучение на дому, законодательно не установлено. Поэтому индивидуальное обучение может быть организовано в тех условиях, которыми располагает школа. Если ребенок может посещать школу, то ему необходимо составить индивидуальный план и график занятий. Если ребенок не может посещать школу и врачи рекомендуют организовать обучение на дому, то учебный процесс организуется на дому ребенка.
В любой ситуации администрация обязана провести изменение учебной нагрузки учителей на основании справки из лечебного учреждения, заявления родителей и приказа директора о переводе учащегося на индивидуальный план обучения. ​ 
 
 
 
Женщина после окончания пединститута 20 лет проработала учителем в школе. Входит ли в педагогический стаж для назначения пенсии за выслугу лет: 1) обучение на дневном отделении пединститута; 2) работа в течение двух лет по специальности в детском саду до поступления в институт? Заранее спасибо
- Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом пунктом 2 этой же статьи определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". 
Основываясь на вышеуказанных нормативных актах, можно сделать вывод, что время обучения в вузе (в том числе и педагогическом) не может засчитываться в стаж для досрочной пенсии. Однако, в судебном порядке вопрос о включении в стаж для досрочной педагогической пенсии времени обучения в педвузе можно решить положительно, основываясь наопределении Верховного Суда РФ от 08.07.2011 г. № 78-В11-18, в котором частности указано следующее.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, статей 18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Если обучение в педагогическом вузе приходилось на момент действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397) – до 1 октября 1993 года, то согласно пункту 2 данного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
С учетом пункта 4 указанного выше Положения, данные периоды засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. 
Что касается периода работы в детском саду, то нужно четко знать наименование должности в рассматриваемый период. По вышеуказанному списку право на досрочную пенсию дает работа в детских садах в следующих должностях (указываю должности, исходя из того, какие могла занимать в детском саду молодая девушка без высшего образования 25 лет назад): воспитатель; старший воспитатель; медсестра ясельной группы; музыкальный руководитель. По некоторым из перечисленных должностей есть и дополнительные правила. Так, например, работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 г. Работа в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
К воспитателям законодательно не установлено требований к выработке нормы рабочего времени, если работа проходила до 1 сентября 2000 г.

Как оплачивается замещение и оплата урок